Учитель родного языка и литературы
Сегодняшний, третий, конкурсный день является завершающим первый этап конкурса «Педагог года Югры – 2024» и именно сегодня станет известно, кто же из участников пройдет дальше. Волнительно? Еще бы!
Участникам предстоит продемонстрировать свои мастер-классы и принять участие в круглом столе (рефлексии) совместно с жюри.
Открыла конкурсное испытание «Мастер-класс» Кулешова Альбина Митрофановна. Она провела мастер-класс, направленный на создание традиционного оберега коренных народов ханты и манси – ворона. Данный оберег участники изготавливали своими руками из лоскутков ткани. Участие приняли и жюри.
Символ этой птицы участницей выбран не просто так, ведь именно ворона (хант. – ворна, урны) почитается хантами как птица, приносящая весну. В представлениях ханты ворона – покровительница ассоциируется с женским духом, а Вороний праздник – с солнцем. Ворона считалась вестником жизни.
Подобные творческие мастер-классы развивают у детей мелкую моторику рук, а также творческое мышление. А главное, в процессе изготовления, дети знакомятся с обычаями народа ханты и прививают интерес к национальным обычаям коренных народов.
Мастер-класс Макаровой Майи Ефимовны носил название «Текст как путь к успешному уроку родного языка и культуры». «Эта маленькая книжечка творит чудеса, а какие – узнаете на мастер-классе» - так начала его Майя Ефимовна. Ею было представлено два варианта урока «Салывкве» (олененок) и сказка «Олененок и мышонок». Один из этих вариантов был представлен как неудачный выбор текста, а второй – наоборот.
Майя Ефимовна наглядно продемонстрировала, как неудачно подобранный текст может испортить урок, ведь текст является его связующим звеном. Для того чтобы урок состоялся важно придерживаться пяти шагов: тема, результат, цель, структура и проблемный вопрос.
«Текст – важнейшее средство создания на уроке родного языка не только обучающей, но и развивающей речевой среды» - постулат прошедшего мастер-класса.
Лаптева Галина Павловна темой своего мастер-класса выбрала «Стойбищные чтения. Хантыйский язык, сургутский диалект».
На занятии Галина Павловна использовала свои авторские рабочие тетради. На счету у нее собственная книга с переводом пословиц, поговорок и многое другое на хантыйском и русском языках, её авторские стихи, рисунки, сказки. В книге Галины Павловны есть специальное свободное место для того чтобы читатель мог сделать свой собственный перевод. Переводы в книге Галина Павловна делала вместе со своими учениками.
На мастер-классе участники делали переводы текстов на свой, родной язык, после чего зачитывали его. «Когда ребята видят результат – они расцветают и хотят переводить дальше» - говорит Галина Павловна. В книге затронуты и такие важные темы, как Великая Отечественная война. Ее дед Покачев Яков Ефимович есть на страницах книги. «Живи во служение» - эти его слова Галина Павловна помнит и сегодня.
«Ребенок очень любит, когда его хвалят. Независимо от того где он: в лесу или в городе. Хвалить надо!» - сказала Галина Павловна закончив свой мастер-класс.
На мастер-классе Захарова Любовь Викторовна позволила его участникам окунуться в детство, сыграв в интерактивную игру, в которой они соотносили деревянные русские и хантыйские игрушки с названием. Основная часть мастер-класса была направлена на изготовление хантыйской игрушки – куклы «акань». Она является самой древней куклой у народов ханты и манси. Говорят, что кукла акань приносит исполнение самых заветных желаний тем, кто ее смастерил.
«От такой куклы веет теплом, я хочу с ней поиграть. Добро, семейность» - так высказалась в конце мастер-класса Майа Ефимовна, участник конкурса «Педагог года Югры – 2024».
В конце мастер-класса Любовь Викторовна пожелала всем участникам исполнения самых заветных желаний и всего хорошего.
В конце третьего конкурсного дня жюри подвели итоги в номинации «Учитель родного языка и литературы». Первый тур конкурсных испытаний закончился.
Наконец участники и все присутствующие смогли узнать, кто стал финалистом и пройдет во второй тур соревнований.
Итак, финалисты:
- Захарова Любовь Викторовна – учитель начальных классов МАОУ Белоярского района «Средняя общеобразовательная школа с. Казым»
- Лаптева Галина Павловна – учитель родного языка и литературы МАОУ «Ляминская средняя общеобразовательная школа» Сургутский район
- Макарова Майа Ефимовна – педагог дополнительного образования МБОУ ДО «Детский этнокультурно-образовательный центр» г. Ханты-Мансийск
Желаем финалистам удачи в дальнейших конкурсных испытаниях и благодарим за творческий подход, профессионализм и огромный вклад в сохранение и развитие родного языка.